Главная Программы СпортДополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ»

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ»

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта «ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ» Фигурное катание – конькобежный вид спорта, относится к сложно-
координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении
спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления
скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращения, прыжки,
комбинации шагов, поддержки и т.д.) под музыку. Настоящая программа
разработана для ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития
образования» с учетом основополагающих законодательных и нормативно-
правовых документов, определяющих основную направленность, объем и
содержание учебных занятий, согласно Федеральному закону от 30 апреля 2021
№127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре
и спорте в Российской федерации» и Федеральный закон «О образовании в
Российской федерации», Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», «Порядку организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам» утвержденным Приказом министерства
просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 года.
Катание на коньках является эффективным средством улучшения здоровья
и физической подготовленности детей. Занятия упражнениями на льду оказывают
оздоровительно-гигиеническое влияние на организм детей. Фигурное катание
благоприятно влияет на физическое развитие занимающихся, совершенствуя
координацию и форму движений. Занятия данным видом спорта значительно
повышают устойчивость вестибулярного аппарата, в результате чего
совершенствуется функция равновесия, что позволяет ребёнку легко и свободно
маневрировать на льду, выполнять различные фигуры. Благодаря влиянию
холодного воздуха улучшаются терморегуляторные процессы в организме и,
следовательно, происходит закаливание. У ребёнка повышается
сопротивляемость простудным заболеваниям. Разностороннее совершенствование
функций центральной нервной системы при управлении движениями, органов
опоры и движений сочетается с совершенствованием систем кровообращения,
дыхания, повышения обмена веществ. Величины нагрузок, стимулирующих
функции различных систем, достаточно легко дозируются и управляются в
процессе занятий, что позволяет использовать фигурное катание как средство
физического воспитания детей. Занятия на коньках способствуют развитию
основных видов движений, что непосредственно ведёт к повышению уровня
физической, подготовленности, которая в свою очередь отражает развитию
двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, координации движений,
гибкости).
Успешность обучения в фигурном катании зависит от устойчивой работы
вестибулярного аппарата, т.к. в фигурном катании на коньках много
вращательных движений.
Исключительное значение имеет фигурное катание как средство
эстетического воспитания. Все упражнения этого вида воспитывают чувство

4

красивого, музыкальную культуру, развивают художественный вкус, чувств
ритма.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Новизна данной программы заключается в изменениях структуры
многолетней подготовки фигуристов с преимущественным использованием
игровых методов обучения и нормативов, а так же уменьшения объема учебно-
тренировочной нагрузки.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на
удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной
деятельности, обеспечивает физическое, психологическое и нравственное
оздоровление воспитанников.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при
гармоничном развитии всех физических качеств, так же осуществляется
физкультурно-оздоровительная работа, воспитательная работа, направленная на
укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и
совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение
основами техники фигурного катания на коньках.
Цель дополнительной общеобразовательной программы с элементами
фигурного катания – разносторонняя двигательная подготовка и на ее
основе обучение навыкам скольжения, содействие гармоничному
физическому развитию, укрепление здоровья детей.
Программа направлена на решение следующих задач:
 развитие личности детей;
 формирование основ здорового образа жизни;
 формирование стойкого интереса к занятиям фигурным катанием
на коньках и спортом;
 содействие гармоничному физическому развитию,
разносторонней физической подготовленности;
 овладение основами техники выполнения обширного комплекса
физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
 воспитание трудолюбия и волевых качеств личности;
 создание условий для достижения спортсменами максимально
возможного уровня технико-тактической, физической и психологической
подготовки;
 привитие навыков гигиены и самоконтроля.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ является то, что по
окончании освоения программы учащийся (статья 33, глава 4 от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») по завершению
программы обучающийся может поступать в иное образовательное учреждение
для освоения образовательных программ по спортивной подготовке.
К занятиям допускаются дети от 3 до 18 лет, не имеющие медицинских
противопоказаний для занятий фигурным катанием на коньках
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14). Группа формируется в

5

начале учебного года, согласно уставу и рекомендации наполняемости групп.
Рекомендуемый количественный состав групп – 12 человек.
Основными формами обучения элементам фигурного катания, являются:
групповые, индивидуально-групповые и индивидуальные учебно-тренировочные
занятия. Занятия проводятся с общей недельной нагрузкой в 9 академических
часов, 1 академический час равен 40 минутам. На занятиях учащиеся выполняют
задания при различных методах организации: фронтальном, подгруппах,
индивидуально. При начальном обучении используется фронтальный метод, так
как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность
учащихся.
Результатом образовательной деятельности детей по данной
программе, являются показатели, характеризующие оздоровление и
развитие детей:
 улучшение физических кондиций;
 рост уровня развития физических качеств;
 освоение основных элементов фигурного катания;
 приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа
жизни;
 рост личностного развития ребенка;
 умение ребенка оценивать свои достижения;
 продолжение обучения в учреждении.
Применяются следующие формы контроля:
 Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания;
 Общая физическая подготовка: тестирование, обязательная
техническая программа, открытое занятие;
 Освоение программного материала: тестирование, наблюдение.
На данном этапе применяются: средства общей физической и специальной
подготовки; имитационные упражнения; упражнения по обучению скольжению;
игры. Средствами внеледовой подготовки на данном этапе служат:
общеразвивающие упражнения (ОРУ); гимнастические, хореографические
упражнения. Кроме этого необходимо научиться выполнять комплекс
упражнений: хождение в основной позиции, упражнения на равновесие, стоя на
одной ноге, имитация отталкивания, обучение падениям. Средствами обучения
базовым двигательным действиям в условиях льда являются следующие
упражнения: основная стойка у борта с опорой руками и без них; полуприседы и
приседы; ходьба на коньках вперед, назад, боком с опорой на борт и без опоры;
ходьба приставными шагами; ходьба в полуприседе; ходьба на зубцах;
скольжение на двух ногах; стартовые движения и скольжение со старта;
разнообразные остановки; фонарики, змейки, скольжение вперед и назад;
скольжение «елочкой»; скольжение в полуприседе, приседе, по прямой, дуге,
виражу, кругу; перетяжки вперед и назад; скольжение по дуге вперед и назад;
реберное скольжение по дуге; перебежка вперед и назад; смена направления
скольжения; смена фронта скольжения; поворотные элементы: тройки,
многократные тройки; спирали, вращения на двух, одной ноге на месте, с захода;
вращения на двух ногах в приседе, циркули вперед и назад, волчок, элементы с
без опорной фазой: подскоки, перепрыгивания через препятствия.

6

Способы определения результативности – педагогическое наблюдение и
педагогический анализ.
Виды контроля – промежуточный в конце учебного года, для определения
изменения уровня развития детей, и их способностей, и итоговый – в конце
освоение всей программы. В промежуточный и итоговый контроль входит
выполнение тестирования, выполнение обязательной технической программы и
участие в открытом занятии. Определение результатов промежуточного и
итогового контроля позволяют совершенствовать образовательную программу и
методы обучения, ориентировать обучающихся на дальнейшее освоение
программы.

Тестирование с целью выявления динамики физических качеств учащихся

Физическое качество - Тесты

Сила - Сгибание-разгибание рук в упоре лежа
максимальное количество раз

 Быстрота - Бег 30 метров

 Ловкость (координационные качества) - Челночный бег 3х10 метров

 Выносливость - Бег 1000 метров

 Гибкость - Выкрут прямых рук вперед-назад

Скоростно-силовые:
Прыжок в длину с места;
Прыжок вверх с места;
Подъем туловища из положения лежа за 60 секунд

Скоростная выносливость:
Прыжки на скакалке на двух ногах за 60 секунд;
Прыжки на скакалке на правой ноге за 60 секунд;
Прыжки на скакалке на левой ноге за 60 секунд.

Запись на программу: https://р83.навигатор.дети/program/1086-figurnoe-katanie-nrtsro


НАШи партнеры

Центр развития талантов «МАЯК»

г. Нарьян-Мар,
ул. имени И. К. Швецова, д. 4
Telegram: @mayakcentr
Мы работаем с 9 до 17

Задать нам вопрос