Сроки проведения: сентябрь 2023 года -май 2024 года
Площадка: ГБУ НАО «Спортивная школа олимпийского резерва «Труд»
Фигурное катание – конькобежный вид спорта, относится к сложно-координационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращения, прыж-ки, комбинации шагов, поддержки и т.д.) под музыку.
Катание на коньках является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей. Занятия упражнениями на льду оказывают оздоровительно-гигиеническое влияние на организм детей. Фигурное катание благоприятно влияет на физическое развитие занимающихся, совершенствуя координацию и форму движений. Занятия данным видом спорта значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата, в результате чего совершенствуется функция равновесия, что позволяет ребёнку легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры.
К занятиям допускаются дети от 3 до 18 лет, не имеющие медицин-ских противопоказаний для занятий фигурным катанием на коньках.
Теоретическая подготовка: сообщение учащимся начальных сведений о физической культуре и спорте, коньковых видах спорта, требованиях к одежде, гигиене и закаливании, правилах техники безопасности на льду. С этой целью на учебно-тренировочных занятиях используются методы беседы, рассказа (сообщения), просмотра учебных видеофильмов. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тре-нировке органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий.
Общая физическая подготовка: повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья, улучшает физические качества и двигательные возможности обучающихся, расширяет запас движений, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков. В этих целях в учебно-тренировочные занятия включаются упражнения на развитие силы, быстроты, гибкости, ловкости, скоростных качеств, общей выносливости, подвижные игры и эстафеты с элементами акробатики, спортивные игры. Занятия по общей физической подготовке проводятся в спортивном зале или на открытой спортивной площадке (улице).
Специальная физическая подготовка: процесс адаптации к специфическим условиям деятельности на льду, благодаря чему развиваются качества и навыки, необходимые для овладения основными приемами техники катания на коньках и их закрепления. Основными средствами специальной физической подготовки являются упражнения, способствующие развитию специальной силы, ловкости и гибкости, реакции и быстроты действий, специальной выносливости. Специальные упражнения выполняются в коньках вне льда (на твердой поверхности и (или) резиновом покрытии) и на льду. Специальные силовые упражнения способствуют повышению технического уровня выполнения изучаемых элементов на льду.
Техническая подготовка: совокупность специальных приемов, эффективно выполняемых в избранной деятельности – передвижении на коньках. Бег в коньках – неестественный, довольно сложный в координационном отношении вид движения. Организм ребенка не приспособлен к его выполнению без предварительной подготовки. Поэтому начинать формирование правильного умения и навыка передвижения в коньках рекомендуется еще до выхода на лед, предусматривая использование подготовительных и подводящих упражнений без коньков вне льда, в коньках вне льда, а также специальные упражнения на льду. Общее количество часов определено суммированием времени отводимого на общую и специальную фи-зическую подготовку, включая хореографию, техническую подготовку. Периодизация подготовки в спортивно-оздоровительных группах носит условный характер и планируется как сплошной подготовительный период. Основное внимание уделяется разносторонней общей физической подготовке с использованием средств хореографических, акробатических, гимнастических упражнений и упражнений на развитие координацию движений, т.е. средств, характерных для фигурного катания на коньках. Обучение основам техники фигурного катания на коньках происходит в условиях наземной подготовки (в зале) с ис-пользованием имитационных упражнений. Важным перед первым выходом на лед, является обучение детей умению правильно падать вперед и назад, с ис-пользованием гимнастических матов. Непосредственно на льду основное внимание уделяется обучению скольжению, овладению равновесием. С первых шагов необходимо, чтобы тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями, избегать натаскивания, попыток заменить качественное построение тренировочного процесса чрезмерного увеличением объема занятий, числа повторений элементов и т.п.
Хореография: включает в себя ряд упражнений, благодаря которым укрепляется костный и мышечный аппарат ребенка, вырабатывается правильная постановка головы, корпуса, рук и ног, а так же развивается координация, устойчивость, выносливость, гибкость.
Цель дополнительной общеобразовательной программы с элементами фигурного катания – разносторонняя двигательная подготовка и на ее основе обучение навыкам скольжения, содействие гармоничному физическому развитию, укрепление здоровья детей.
Программа направлена на решение следующих задач:
· развитие личности детей;
· формирование основ здорового образа жизни;
· формирование стойкого интереса к занятиям фигурным катанием на коньках и спортом;
· содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности;
· овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
· воспитание трудолюбия и волевых качеств личности;
· создание условий для достижения спортсменами максимально возможного уровня технико-тактической, физической и психологической подготовки;
· привитие навыков гигиены и самоконтроля.
Результатом образовательной деятельности детей по данной программе, являются показатели, характеризующие оздоровление и развитие детей:
· улучшение физических кондиций;
· рост уровня развития физических качеств;
· освоение основных элементов фигурного катания;
· приобретение теоретических знаний, как основ здорового образа жизни;
· рост личностного развития ребенка;
· умение ребенка оценивать свои достижения;
· продолжение обучения в учреждении.
Применяются следующие формы контроля:
· Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания;
· Общая физическая подготовка: тестирование, обязательная техническая программа, открытое занятие;
· Освоение программного материала: тестирование, наблюдение.
Запись на программу в "Навигатор 83" https://р83.навигатор.дети/program/1120-figurnoe-katanie-nrtsro